История УИС Дагестана

История развития и становления уголовно-исполнительной системы Дагестана

В истории российского общества, как и вообще в истории мировой цивилизации, преступление и наказание существовали всегда. Также изначально существовали меры и способы покарать преступника. Если отследить процесс эволюции мер уголовных наказаний в истории России, то можно наглядно увидеть, как от применения за практически любое преступление смертной казни или наказания, почти равнозначного ей по тяжести наносимого телесного вреда, общество трудно и долго шло к пониманию необходимости искоренения причин и условий, порождающих преступность, и соответственно, дифференциации и гуманизации уголовно-исполнительной политики.

В каждом уголке большой и многоукладной России существовали свои виды уголовных наказаний, правила и порядки их исполнения. Начиная со времен реформ Петровского времени, проводилась работа по унификации как уголовного, уголовно-процессуального, так и уголовно-исполнительного права.

В Дагестане тюрем в строгом понимании этого слова прежде не было. Как это было принято в традиционных обществах, почти все уголовные преступления регулировались посредством кровомщения или по воле и прихоти феодального правителя. Такая мера пресечения, как арест, не применялась и не могла быть применена, так как для этого не было ни возможностей, ни ресурсов. Совершившему преступление – убийство или похищение женщины – грозила немедленная смерть, если он попадал в руки родственников жертвы. Но механизм сдерживания был столь отлажен, что даже в отсутствии тюрем и арестантских помещений виновного изолировали от гнева родственников жертвы и назначали, согласно адату, меру наказания, которая состояла в выплате дията (плата за кровь) и высылке в другой округ. Все это время, пока преступнику не разрешали вернуться и родственники жертвы не прощали его, он мог быть убит в результате кровной мести.

Свою историю Дагестанская пенитенциарная система берет еще с конца XIX века. По данным на 1897 г., как следует из обзора о состоянии Дагестанской области, здесь было 13 арестантских помещений. Из них четыре тюрьмы находились в городах Темир-Хан-Шура, Порт-Петровск и Дербент. Из четырех тюрем Дагестана три состояло в ведомстве Министерства внутренних дел и одна – в ведомстве Министерства юстиции. Остальные девять тюремных помещений находились в округах при окружных словесных судах и состояли в ведении военного народного управления.

Тюрьмы и арестантские помещения в Дагестане появились при русских, главным образом после образования области, когда Дагестан был включен в правовое пространство России. В каждом округе, а также в городах предусматривалось наличие арестантского помещения. Но отбывали наказание осужденные за пределами области. Следственно - арестованные до вынесения приговора по уголовному делу содержались в имевшихся нескольких учреждениях предварительного заключения тюремного (камерного) типа в г.г. Темирхан-Шуре, Порт-Петровске, Дербенте и Кизляре, а также и в некоторых других населённых пунктах. После вынесения приговора они этапировались водным путём в Астрахань на пароме, и далее по Волге до Владимира, где уже далее «путешествовали» на подводах и пешим порядком по Владимирскому тракту за Урал, в Сибирь и на Север Европейской части России. Арестанты с Кавказа, в том числе и из Дагестана, этапировались преимущественно в самые отдалённые уголки страны, чтобы исключить возможности общения между земляками, снизить побеговые настроения и оторвать от привычной среды обитания.

В 1913 г., в последний предвоенный год, в Дагестане было 4 тюрьмы и 12 арестантских помещений. Тюрьмы находились в городах Темирхан-Шура, Порт-Петровск и Дербент и принадлежали тем же, что и прежде, ведомствам. После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны 1918-1920 гг. перед новыми властями Дагестана стала насущная необходимость наведения порядка в тюрьмах. Впрочем, даже в этот период нестабильности, когда власть часто переходила из рук в руки, тюрьмы не оставались без внимания.

С приходом Красной Армии в Дагестане началось восстановление Советской власти, создание революционных органов власти - ревкомов. Ревком развернул советское строительство в округах и начал проводить первые социально-экономические мероприятия.

20 января 1921 г. была образована Дагестанская АССР. На учредительном съезде Советов ДАССР были сформированы высшие органы власти и управления - ЦИК и СНК республики. Председателем ЦИК был избран Н. Самурский, а первое правительство республики возглавил Д. Коркмасов. Образование ДАССР окончательно закрепило победу Советской власти в республике. Вновь образованные органы власти также прилагали немалые усилия к преодолению кризиса в системе исправительных учреждений Дагестана, вызванного общим сложным положением в стране и республике и постоянной нехваткой средств в самих исправительных учреждениях из-за отсутствия должного финансирования. В качестве одной из мер по оказанию помощи исправительным учреждениям Дагестана Президиум ЦИК и СНК ДАССР принял 19 февраля 1923 г. постановление «О закреплении в постоянное пользование за Дагестанскими исправительными домами № 1 и № 2 огородных участков земли».

С развитием исправительно-трудового законодательства и с принятием новых законов и постановлений менялась и номенклатура мест лишения свободы. В частности, общие места заключения перестали называться тюрьмами. Они стали именоваться исправительно-трудовыми домами или просто исправительными домами. В 1933 г. был принят новый Исправительно-трудовой кодекс. В качестве основного вида исправительно-трудовых учреждений утверждалась исправительно-трудовая колония разных производственных профилей. В Дагестане основной производственный профиль таких колоний был сельскохозяйственный и рыболовецкий.

В 1934 г., как уже отмечалось, все исправительно-трудовые учреждения, находившиеся в ведении наркоматов юстиции, были переданы в систему НКВД СССР. Система исправительно-трудовых учреждений и управление ими с этого момента по существу стали централизованными. Республиканские органы перестали играть какую-либо роль в деятельности исправительно-трудовых учреждений. В середине 30-х годов в Уголовном кодексе восстанавливается тюремное заключение как один из видов лишения свободы; максимальные сроки лишения свободы увеличиваются до 25 лет. Как средство перевоспитания широко стал применяться труд. В этот период в Дагестане происходит некоторая перестройка существовавшей системы исправительно-трудовых учреждений. Места заключения здесь вновь обретают статус тюрьмы. К концу 30-х годов на территории Дагестана действовало 5 тюрем.

Первая тюрьма располагалась на окраине г. Махачкала. Это была самая крупная тюрьма в республике. К тюрьме было прикреплено 5 районов Дагестана: Кумторкалинский, Махачкалинский, Карабудахкентский, Сергокалинский и Каякентский. Спецконтингент (приговоренные к высшей мере наказания и особо опасные преступники) поступал в тюрьму со всех районов республики.

Вторая тюрьма находилась в г. Буйнакск. К ней было прикреплено 19 районов Дагестана: Буйнакский, Левашинский, Унцукульский, Гергебильский, Акушинский, Лакский, Гумбетовский, Кулинский и др. Кроме того, из Хунзахской тюрьмы сюда также пересылались заключенные с Нагорного Дагестана. Здание тюрьмы находилось на окраине города и состояло из двух корпусов. В первом корпусе содержались подследственные и осужденные мужчины, во втором корпусе содержались женщины, несовершеннолетние правонарушители и осужденные к малым срокам.

Третья тюрьма дислоцировалась в г. Дербент. К ней было прикреплено 12 районов Дагестана: Дербентский, Табасаранский, Хивский, Агульский, Курахский, Касумкентский, Магарамкентский, Докузпаринский, Ахтынский, Рутульский, Кайтагский и Дахадаевский. Территория тюрьмы располагалась в самом центре города, в районе вокзала, там, где начиналась улица Ленина, в связи, с чем власти города неоднократно обращались с просьбой о переносе тюрьмы, так как «прибывающие в город с вокзала проходят мимо здания тюрьмы».

Четвертая тюрьма находилась в с. Хунзах. Как и прежде, тюрьма располагалась в здании бывшей Хунзахской крепости, приспособленной под тюрьму еще в царское время. К Хунзахской тюрьме были прикреплены следующие районы Дагестана: Ботлихский, Гунибский, Кахибский, Тляратинский, Цунтинский, Цумадинский, Ахвахский, Чародинский.

Тюрьма номер пять располагалась в г. Хасавюрт. Располагалась тюрьма в центре города, и к ней было прикреплено 8 районов Дагестана и соседней Чечни: Казбековский, Хасавюртовский, Бабаюртовский, Ритлябский, Андалальский, Ауховский, Шурагатский, Веденский.

Только в послевоенное время, примерно с конца 40-х – начала 50-х годов теперь уже прошлого века, в Дагестане стали создаваться учреждения для отбывания наказания, как в виде лишения свободы, так и без него. В те годы существовали даже трудовые артели из заключённых по промышленному вылову рыбы в Каспийском море и в низовьях рек Самур, Сулак и других.

При уже имевшихся в Дагестане местах предварительного заключения – следственных изоляторах и с созданием в начале 50-х годов мест отбывания наказания, в Республике завершилось формирование единой уголовно-исполнительной системы в составе органов и учреждений Министерства внутренних дел Дагестана. До известной «золотой» амнистии 1953 года численность содержавшихся лиц в учреждениях отдела мест заключения (ОМЗ) НКВД в Дагестане доходила до 6-7 и более тысяч человек.

С принятием в 1970 году нового исправительно-трудового кодекса, изменением статуса мест отбывания уголовных наказаний в виде лишения свободы исправительно-трудовые лагеря стали называться исправительно-трудовыми учреждениями, а территориальный орган по их руководству – ОМЗ стало отделом исправительно-трудовых учреждений (ОИТУ) – значительно изменились и улучшились статус, расширились права и свободы содержавшихся в местах лишения свободы лиц. Из уголовно-исполнительной практики страны исчезли как массовые явления сверхдлительные сроки лишения свободы – 25 и более лет. Места отбывания наказания для впервые осуждаемых стали значительно ближе к местам постоянного жительства, появился ряд новых льгот и гарантий для спецконтингента.

Качественно новым этапом развития и совершенствования УИС стало рассмотрение этих вопросов на самом высоком государственном уровне. Как известно, Президент России, Правительство Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания в последние годы постоянно уделяют большое и неослабное внимание ходу и проблемам реформирования уголовно-исполнительной системы. В мае 1996 года была разработана, корректируется и выполняется широкомасштабная программа улучшения условий функционирования учреждений и органов УИС в русле федеральной «Концепции реформирования деятельности уголовно-исполнительной системы». Благодаря личной инициативе, настойчивости, работоспособности и требовательности руководства УФСИН и учреждений за эти годы и сама УИС в Дагестане и работа персонала мест предварительного заключения и лишения свободы изменились положительным образом.

На новый уровень развития вышло взаимодействие с государственными, общественными и религиозными организациями. Подписаны и действуют соглашения с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, Министерством образования и науки Республики Дагестан, Министерством здравоохранения Республики Дагестан, Министерством по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Дагестан, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан, Дагестанским государственным техническим университетом, Управлением Федеральной государственной службы занятости населения, Муфтиятом Республики Дагестан, Махачкалинской Епархией Русской Православной Церкви.

Открытие в исправительных учреждениях мечетей и молитвенных комнат помогает решать главную задачу – нравственно воздействовать на осужденных с целью духовного очищения и отказа в будущем от преступного образа жизни. В учреждениях УИС функционирует 15 объектов (здания, сооружения, помещения), используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний, в том числе: 4 мечети, 1 православный храм, 1 часовня, 8 - молельных комнат для лиц, исповедующих ислам, 2 молельные комнаты - для лиц, исповедующих православие.

Особое внимание уделяется образованию: общему и профессиональному. Реализовать право на образование осужденные в исправительных учреждениях Дагестана могут в 3-х учебно-консультационных пунктах
и в 3-х общеобразовательных организациях. В профессиональном образовательном учреждении № 213 ФСИН России и 6 местах осуществления образовательной деятельности на производстве проводится обучение по востребованным на рынке труда профессиям: сварщик, штукатур, каменщик, швея и т.д. Осужденным предоставлена возможность получать высшее образование с использованием дистанционной и заочной формы обучения в Негосударственном образовательном частном учреждении высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Сегодня пенитенциарная система России, общество в целом, избавилась от карательных стереотипов. Важная роль в продвижении новой уголовно-исполнительной политики государства отводится воспитательной работе с осужденными.

В настоящее время в структуру уголовно-исполнительной системы Дагестана входят 9 подведомственных учреждений исполняющих уголовные наказания. Это: пять исправительных колоний, из них три дислоцируются в городе Кизилюрте: колония - поселение № 8; колония - поселение № 9; в поселке Загородный (в пригороде г. Махачкала) - мужская - ИК-2 строгого режима; а также в поселке Новое Тюбе Кумторкалинского района - мужская - ИК-7 общего режима и лечебно-исправительное учреждение № 4, расположенное в г. Махачкале, которое профилировано для лечения осужденных, имеющих заболевание туберкулез легких. А также, три следственных изолятора, расположенные в городе Махачкала - СИЗО-1, в городе Дербент - СИЗО-2 и в городе Хасавюрт - СИЗО-3.

В структуре УФСИН России по Республике Дагестан также функционирует уголовно-исполнительная инспекция с 14 межмуниципальными филиалами, 2 филиалами по Советскому и Ленинскому районам г. Махачкала и отделом исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций Республики Дагестан проходит до 9 тысяч человек, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества.

Также, для выполнения особых задач в УФСИН России по Республике Дагестан был сформирован и вот уже 32 года функционирует отдел специального назначения «Орёл».

В разное время тюремным управлением республики руководили и внесли существенный вклад в становлении и развитии УИС:

начальник ОМЗ УНКВД по ДАССР капитан госбезопасности Юровицкий Борис Григорьевич, начальник ОИТК НКВД ДАССР подполковник госбезопасности Тучин Гавриил Тимофеевич, начальник ОИТК МВД ДАССР капитан госбезопасности Назаренко Василий Ефимович, начальник ОИТК МВД ДАССР старший лейтенант госбезопасности Костин Ефим Иванович, начальник ОИТК МВД ДАССР подполковник внутренней службы Кардаш Владимир Андреевич, начальник ОМЗ МООП ДАССР полковник внутренней службы Эльдаров Эдуард Александрович, начальник ОИТУ МВД ДАССР полковник внутренней службы Муртазаев Магомед Муртазаевич, начальник ОИТУ МВД ДАССР полковник внутренней службы Алиев Абдул-Басир Магомедович, начальник ОИТУ МВД ДАССР подполковник внутренней службы Керимов Юнус Хасаевич, начальник ОИТУ МВД ДАССР полковник внутренней службы Айдемиров Гамид Айдемирович, начальник ОИТУ МВД ДАССР полковник внутренней службы Керимов Магомед Кадырович, начальник ОИТУ МВД ДАССР полковник внутренней службы Кебетов Мурад Шапиевич, начальник СИД и СР МВД РД полковник внутренней службы Дадашев Джамалудин Шамсудинович, начальник УИН МЮ РФ по РД полковник внутренней службы Дибиров Тагир Ахмедович, начальник УФСИН России по Республике Дагестан генерал-майор внутренней службы Даххаев Муслим Магомедович. В настоящее время УФСИН России по Республике Дагестан возглавляет генерал-майор внутренней службы Поляков Андрей Викторович.

За годы существования, уголовно-исполнительная система претерпела значительные коренные изменения. Сделано немало, но еще больше предстоит.

На сегодняшний день Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Дагестан работает в новых условиях развития уголовно-исполнительной системы. Одним из важнейших направлений развития стала открытость УИС для общественного контроля, для средств массовой информации.

За истекшие годы качественно улучшились условия содержания в следственных изоляторах Республики, построен по лучшим европейским стандартам и введён в строй новый режимный корпус следственного изолятора № 2 в г. Дербент, увеличены камерные площади следственного изолятора № 3 в г. Хасавюрт. А сегодня в следственном изоляторе № 1 в
 г. Махачкала введёны в строй семь новых корпусов. Введено в строй новое административное здание для сотрудников аппарата УФСИН. Чтобы могли компактно размещаться и работать, созданы все необходимые условия для удобной и рациональной организации труда и службы. Государством последовательно предпринимаются меры по обеспечению достойными жилищными условиями сотрудников силовых и правоохранительных ведомств страны. В числе таких мер – обеспечение увольняемых и ранее уволенных со службы ветеранов и членов их семей государственными жилищными сертификатами, что позволяет им приобрести жильё соответствующей составу семьи жилой площади в выбранном ими для проживания после увольнения со службы населённом пункте республики.

Решение жилищных вопросов очередников, состоящих на учете и нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по Республике Дагестан, осуществлялось и осуществляется по следующим направлениям:

1. Выдача государственных жилищных сертификатов (далее – ГЖС) осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – программа), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

2. Предоставление жилья, построенного (приобретенного) УФСИН и подведомственными учреждениями за счет выделенных бюджетных ассигнований.

3. Предоставление сотрудникам и гражданам единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ), предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.

Так, с 2015 года по настоящее время за счет государственных жилищных сертификатов улучшили свои жилищные условия 58 семей сотрудников и пенсионеров УИС Дагестана, а также 33 семьи сотрудников УФСИН и подведомственных учреждений улучшили свои жилищные условия за счет жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 51 семье сотрудников УИС Республики Дагестан предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.

Все эти меры направлены на повышение социальной защищённости сотрудников органов и учреждений УИС Республики и членов их семей, являются примерами реальной заботы государства о тех сотрудниках, кто несёт нелёгкую службу в местах предварительного заключения и местах лишения свободы, тем самым оберегая покой и мирный сон наших граждан.

Особое внимание руководством Управления также уделяется вопросам кадрового обеспечения системы, что вызвано значительным увеличением объема служебно-боевых задач, необходимостью подготовки персонала новой формации. Основной направленностью кадровой политики руководства пенитенциарной системы явилось сохранение сложившихся принципов кадрового обеспечения УИС, обеспечение льгот и гарантий, социальной защищенности сотрудников и членов их семей. В центре особого внимания руководства Управления также стоит задача по обеспечению соблюдения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы Дагестана. Важнейшее направление деятельности УИС Республики Дагестан - воспитательная работа с осужденными: социальная адаптация, обучение востребованным на рынке труда профессиям, духовно-нравственное воспитание. В планах на будущее имеется ряд других перспективных наработок и проектов по дальнейшему развитию структуры органов и учреждений УИС Дагестана. Несмотря на то, что сделано и предстоит сделать, сегодня основные усилия руководства и сотрудников УФСИН России по Республики Дагестан направлены на реализацию стратегически важной цели – возвращению в общество из мест лишения свободы позитивно настроенного, социально востребованного, законопослушного гражданина.

 

Дата последнего обновления: 25.10.2023 12:58

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Направить сообщение в УФСИН России по Республике Дагестан через Госуслуги
Решаем вместе